Новости

Продолжается сплошная сырная седмица

В течение семи дней перед началом Великого поста Русская Православная Церковь отмечает сплошную сырную седмицу, масленицу, в которую согласно уставу не положено вкушать мясо, но не имеется запрета на другие скоромные продукты (сыр, сливочное масло, рыбу, молоко, яйца) в продолжение всей недели. Примечательно, что с одной стороны эта седмица – особенно радостна; это время в церковном календаре связано с размышлениями о грядущем конце зла и победе добра после Страшного Суда — в течение нынешней недели христиане должны прочувствовать «радость ожидаемого пришествия Царства Божия». По традиции предполагаются праздничные застолья с родными и друзьями.

Хождение друг к другу в гости в масличную седмицу неслучайно – оно сближает, дает удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год, ведь в конце этой седмицы, в день накануне Великого поста — Прощеное воскресение, в этом году выпадающее на 1 марта. С другой стороны Церковь предостерегают паству от всякой неумеренности, пьянства, легкомысленных поступков и опасных игр в это время – за весельем не стоит забывать о высоком подготовительном назначении этой светлой, радостной седмицы.

«Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими,» — звучит в песнопениях Сырной седмицы, так воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Этим чтением Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела и зовет грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. На сырной седмице уже не совершается Таинство Венчания, в среду и пятницу не служится Литургия, а на Часах произносится молитва преп. Ефрема Сирина с преклонением колен. В сырную субботу Церковь воспоминает всех преподобных отцов, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия», напоминая нам тем самым о предстоящем подвиге Великого поста и указуя примеры добродетельной жизни в лице великих постников — святых жен и мужей. Воздерживаясь от мяса, мы предочищаем себя телесно и постепенно проникаемся светлым предчувствием поста.

Сложившийся на Руси обычай проводить масленую седмицу с блинами вполне соответствует особенностям национального благочестия. С давних времен в дни седмицы слабели сословные, имущественные, должностные различия – ведь к столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. Богослужебные особенности сырной седмицы и история церковного устава полностью опровергает ложное мнение, что масленица восходит к некоторым языческим обычаям, как, например, сжигание чучела в честь прощания с зимой и встречи весны. О христианском происхождении традиций масленицы – сырной седмицы, ставшие всенародными, свидетельствует в частности история установления обычая этой приуготовительной недели перед Постом: византийский император Ираклий (610 -640) после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела семидневное воздержание от мясного в свой устав.

Иные утратили правильное представление о традициях, связанных с Масленицей, гипертрофируя лишь отдельные, имеющие языческое происхождение, чисто внешние и не отражающие суть праздника, его духовное содержание проявления — например, считая блины «языческим символом солнца». Угощению блинами с различными рыбными и сырными дополнениями, со сметаной и маслом, а на Украине – также и варениками с творогом, христианство придало новый смысл. Поскольку в эти дни уже существует запрет на употребление мясных продуктов, блины, весьма любимые русским народом, стали традиционным символом праздничной пищи в «сырную неделю», как куличи и пасха в праздник Воскресения Христова. Символом живой «яркой радости перед грустью» – как говорится о масленице в книге «Лето Господне» И.Шмелева, своеобразной «народной энциклопедии», воссоздающей уклад и духовную атмосферу православной семьи дореволюционной России. Символом «светлого предпутия воздержания» по слову святых отцев.



См. также:

И.Шмелев «Лето Господне»