Новости

Слово Святейшего Патриарха Кирилла участникам Международного съезда православной молодежи


18 ноября, в ходе торжественного открытия I Международного съезда православной молодежи в Москве, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам с Первосвятительским словом.

Его Святейшество поприветствовал присутствующих и поблагодарил правительство Москвы за помощь в организации Съезда.

Предстоятель Русской Церкви обозначил цели проведения съезда православной молодежи в международных масштабах. «Тема молодежи постоянно присутствует в работе Священного Синода, Архиерейского Собора. Многие из вас знают, что появилось достаточное количество важных документов, которые призваны, в случае их осуществления, должным образом организовать молодежную работу. Документы документами, административно-церковные усилия имеют важное значение, но нам хотелось знать: а что происходит в результате? А не уходят ли эти сигналы в пустоту, воспринимаются ли они молодым поколением людей, связанных с Православной Церковью?», подчеркнул Его Святейшество.

В Первосвятительском слове Патриарх Кирилл обратился к вопросам замалчивания информации и лжи, которые стали так распространены в современную, информационную эпоху, и особенно сильны в тех сферах, где знать правду критически необходимо. «Говоря о современной жизни, в первую очередь хотел бы призвать нашу молодежь уметь различать духов (см. 1 Кор. 12:10). Это очень непросто, но без этого нельзя, потому что диавол рядится в одежду ангела светлого, и трудно различить этого диавола. Он мимикрирует, имитируя стремление к правде, к благородству, особенно — к свободе, к тем идеям, которые близки человеческому сердцу, — отметил Его Святейшество. — Поэтому критическое отношение к информации, соотношение и оценка информации с точки зрения того, как она влияет в первую очередь и на ваши души, должны быть некими способами защиты от того негатива, который несет сегодня информационный поток».

Затем Святейший Патриарх Кирилл перешел к вопросу о социальных сетях, плотно вошедших в жизнь молодого поколения, и все больше вытесняющих из нее общение реальное.

«Иногда, заглянув в глаза человека, видишь светлый, мирный взгляд, чистую душу, а иногда — бесовский огонь. Но разве эту чистую душу почувствуешь в Интернете, даже если там твой собеседник очень красиво рассуждает о чистоте души? А разве дьявольский огонь увидишь, если перед тобой только фотографии или текст? Я не призываю вас полностью оставить социальные сети, но скажу следующее: ни в коем случае нельзя погружаться в них так, чтобы социальные сети закрывали вам другие возможности видеть мир, это будет опасно для человеческой личности», — резюмировал Патриарх.

В продолжение темы Его Святейшество выразил надежду, что внебогослужебные собрания на приходах помогут наладить реальное общение между людьми, и не только молодыми, но и всеми, кому не хватает реального общения.

«Нам не нужно соревноваться с какими-то конкурентами. Есть другие площадки, где молодой человек получает больше удовольствия, где веселее, и если Церковь будет себя сравнивать с этими площадками и пытаться конкурировать с ними, она всегда проиграет. Но внебогослужебные собрания молодежи, поскольку все это будет происходить и происходит в контексте духовной жизни людей, будут очень содержательными, очень положительно влияющими на ум и сердце, развивающими солидарность среди молодых людей», — отметил Патриарх Кирилл.

Предстоятель Русской Церкви уделил внимание проблеме излишнего стремления к комфорту в современном обществе, которое даже труд подчиняет цели расслабления и получения удовольствия и оборачивается деградацией всего человечества.

«Как все это входит в невероятное противоречие с христианским посланием: кто не берет креста своего и не идет за Мной, Меня не достоин (см. Мф. 10:38). А как же «не напрягайся»? Забудь о христианстве! А что такое крест? Это что, инструмент отягощения человеческой жизни, это что, орудие мучения? Вовсе нет. Господь не принес нам орудие мучения, Он взошел на орудие мучения, чтобы нам дать свободу и призвать нас к иной жизни, оторвать нас от этой бренной земли и поднять к небу… Но для того, чтобы взойти на вершину, нужна сила», — напомнил Патриарх.

Затем Святейший Владыка перешел к теме нравственности и христианской морали. «И возникает такой вопрос: а вот эти Божественные заповеди, такие несовременные, они что, тоже путеводные звезды? Ответ простой: только они путеводные звезды. Только на них ориентируясь, можно пройти по жизненному пути, спасти свою душу и достигнуть счастья», — заметил Предстоятель Русской Церкви.

Патриарх Кирилл особенно выделил недопустимость никак неоформленного сожительства молодых людей. «Почему люди вступают в эти отношения до брака и часто несколько раз? Ответ обычно такой: лучше жить с одной или с одним, чем болтаться. Другой ответ: ну, надо же все-таки как-то изучить человека. — отметил Его Святейшество. — А теперь давайте вдумаемся в самое главное и основное: в основе брака лежит любовь. Если нет любви — нет брака. А можно ли назвать любовью те отношения, которые не предполагают взаимной ответственности? Вот начали молодые люди, допустим, жить друг с другом и чувствуют: да, у них настоящая любовь, совершенно ясно. А почему не вступают в брак? Потому что есть скрытая от другого человека, как теперь говорят, от партнера, своя повестка дня, которая иногда начинается со слов: “А вдруг… А я подожду, у меня свои мысли”».

Патриарх напомнил собравшимся, что христианство не безрадостная религия, и о том, как важно уметь радоваться и благодарить Бога. «Я сейчас скажу неожиданную вещь. И я бы не сказал это еще пять или десять, тем более двадцать лет тому назад. Но чем больше я наблюдаю жизнь современных православных молодых людей, тем больше понимаю, что именно с молодым поколением нужно связывать формирование нового здорового православного образа жизни», — подчеркнул Его Святейшество.

В завершение Предстоятель Русской Церкви остановился на практических вопросах, напомнив, что Архиерейский собор настаивает на организации молодежной работы на каждом приходе. Святейший Патриарх предложил молодым активистам заняться миссионерской работой в храмах, консультируя новых прихожан:

«Как бывает: приходит человек с улицы в храм, встречает его иногда ворчливая старушка, а иногда не очень воспитанная работница за свечным ящиком (сейчас мы готовим и этих сотрудников к тому, чтобы они могли нести прихожанам доброе слово). Если человечек совсем не церковный, он приходит в эту среду и мало что понимает, потому что культура богослужения — это не его культура. Он уже смущен этими внешними факторами, а тут еще ему никто ничего не объяснит, не покажет, не поможет понять, что происходит. И возникла такая мысль: необходимо, чтобы в этих приходах были приходские консультанты, которые находились бы, может быть, рядом с этими свечными ящиками. И первое, что должен делать такой консультант — он должен видеть, кто входит в храм. Входит человек, который ничего не понимает, оборачивается по сторонам; к нему подходит этот приходской миссионер, консультант, который спрашивает: вы к нам пришли, а почему, что у вас случилось? Человек может ответить: вы знаете, вот мама умерла, надо мне что-то, не знаю… И это первый разговор с невоцерковленным человеком, который по доброй воле пришел в храм, очень важен. Мало того, что нужно сказать, что именно следует сделать, но, может быть, можно и нужно сказать нечто большее. А если не хватает времени, то, может быть, телефонами обменяться, а потом встретиться и пригласить в храм, на какое-то приходское собрание, будь то молодежное или еще какое-то, если в храме есть эта внебогослужебная повестка дня».

Желающим же заняться подобными консультациями Святейший Владыка предложил пройти специальные курсы в объеме полубакалавриата при учебных заведениях Церкви, которые позволили бы продолжить, при желании, богословское образование с третьего года обучения.

Также Его Святейшество подчеркнул важность работы добровольцев:

«И здесь я хотел бы особенно подчеркнуть важность работы добровольцев. Празднование 700-летия со дня рождения преподобного Сергия дало нам замечательный пример работы добровольцев. Я очень люблю совершать богослужение, когда меня окружают добровольцы. Я их по-доброму называю свое гвардией. Люблю смотреть на их лица, люблю вместе с ними молиться. Эти люди много доброго делают в Церкви. И, конечно, потенциал этой волонтерской и добровольческой работы у нас далеко-далеко не исчерпан. Поэтому есть возможность для нынешнего поколения молодежи заняться тем делом, от которого будет зависеть будущее Церкви и народа нашего».