Новости, Служение

Митрополит Пантелеимон: Вера в Бога нужна, чтобы уметь прощать


20 декабря, в день памяти святого преподобного Нила Столбенского (1554), по окончании Божественной литургии в Никольском кладбищенском храме города Красноярска Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Мы сегодня с вами слышали удивительную притчу, которую Господь рассказал своим ученикам. К Господу пришли люди, заболевшие проказой. Проказа — это страшная болезнь. И в наши дни она почти неизлечима. И такие люди живут в специальных местах поселения. К ним не могут прийти ни близкие, ни дальние родственники, чтобы самим не заразиться. И в обществе они не пребывают.

То же самое было и во времена Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Более того, они носили специальные одежды, а в руках имели такие трещотки, или же кричали, что они прокаженные. И люди разбегались от них. Отсюда и поговорка возникла: «Шарахаться, как от прокаженного».

Болезнь, которая мучила людей, доводила до сумасшествия и болью, и внутренними страданиями. И вот эти люди услышали, что чудотворец по имени Иисус ходит рядом. Они шли и кричали: «Если хочешь, можешь меня очистить!» (Мк 1:40). И сказал Господь: «Хочу, очистись» (Мк 1:42). И по Божиему слову они выздоровели. И от радости побежали, но только один из них вернулся, упал в ноги Христу и стал благодарить Господа за содеянную над ним милость, над его здоровьем. Господь отпустил и грехи этому последнему.

Что же этим хочет сказать нам Господь? Он этим говорит всему роду человеческому, что весь род человеческий на земле болен проказой греха, болен состоянием души, склонной к греховности, которая отторгает человека от Бога. А вернуться к Богу человек может только при помощи самого же Бога. Но человек, погруженный в греховное состояние и находящийся в нем, не знает слов благодарности за то, что он живет, дышит, трудится, и часто думает, что это он сам себе во всем обеспечивает жизнь, только не понимая того, что однажды умрет и будет лежать, как эти покойники на кладбище.

А что же будет? А будет очищение или вечная проказа. Этим самым Господь показывает, что люди обязаны благодарить Создателя за то, что живут, за то, что рождают подобных себе, за то, что умирают в вере во Христа и бывают отпеты. От греха может избавить только Господь Иисус Христос. Эту власть Он передает священникам. И когда мы приходим в храм, когда обращаемся с покаянными словами, мы получаем очищение, избавление. Мы исцеляемся как душой, так и телом. Врач нам помогает лечиться лекарствами, вниманием, а вот исцеляет нас Господь.

Сегодня мы вспоминаем святителя Амвросия Медиоланского, того, кого возлюбил Дух Святой. Третий век, начало четвертого. Теперь город называется Милан, и там его святые мощи. Он был префектом города, градоначальником, и был не крещен. А в городе умер епископ, и некому было окормлять паству верующих людей. Стали избирать епископа. И он как градоначальник вошел, чтобы сказать слова мира и призвать людей к тишине. И маленький грудной ребенок, который был на руках матери, вдруг крикнул: «Амвросий наш епископ!». В это время влетел голубь и сел ему на голову. Все закричали: «Амвросий — епископ!». А он еще был даже не крещенный. Святые отцы возложили на него руки, а потом крестили. Тысячные толпы народа ходили за ним, чтобы получить благословение.

Амвросий был таким же человеком, как и мы с вами. Но сердцу его открылась вся глубина божественной любви к человеку. Ведь Господь призывает к вере не только, чтобы мы учились молиться, постились, праздновали, а чтобы мы совершали всю свою жизнь до скончания, уважая других людей, чтобы любили, учились прощать друг другу.

В наши дни, когда любовь угасает в семьях, сестры и братья становятся врагами, когда ложь и кривда для многих становится смыслом жизни, чего же мы хотим от Бога? Сложно будет жить людям на земле в состоянии такой греховности. Вера в Бога нужна, чтобы в себе выработать любовь к человеку, уметь прощать и молиться. Если мы знаем, что человек грешит, не отталкивать его, не осуждать, не проклинать, а просить Господа о вразумлении, спасении, здравии.

Уходя из храма, мы должны благодарить Господа, что нам открыта простая обязанность — хранить любовь, терпение, смирение и уважение друг к другу. Будем молиться и благословлять, чтобы и самим нам быть благословенными Духом Святым, Господом нашим и святыми угодниками Божиими.

Аминь.