Новости, Проповеди

Архипастырь: Как взрослые люди относятся к детям, так и к Богу

28 февраля, в Неделю о блудном сыне, по окончании Божественной литургии в храме Архистратига Михаила и Чуда его в Хонех города Красноярска Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Уже несколько воскресных богослужений посвящается особым символам, напоминающим нам о приближении великого и спасительного поста.

Почему Церковь так нас готовит? По той причине, что пост включает в себя изменение внутреннего мира человека, изменение своего сердца, жизни. Все направлено на то, чтобы в нашем сердце центральное место занимала любовь к жизни и к человеку. Напрасны будут молитвы и голодания, если мы будем сеять зло, клеветать, сплетничать, ругаться. Молитвы не будут услышаны Господом, если мы сами не подумаем о главном — для чего мы вообще рождены, какой смысл в вечности?

Жизнь и рождение независимы от нас и желания наших родителей. Это все зависит от Бога, который сотворил жизнь и сам является жизнью.

Господь Иисус Христос предлагает нам притчу о двух сыновьях, в которой раскрывается суть веры в Бога. Старший сын все время работал, помогал отцу. А младший — оказался слабым. Когда он подрос и вошел в возраст наследства, то сказал отцу: «Отче! дай мне следующую мне часть имения» (Лк 15:12). И отец дал ему то, что он просил. Сын все прогулял, а все его друзья, которые пили и ели за его счет, исчезли. В итоге он пришел к свинопасам, хотел даже ту пищу, которую ели свиньи, использовать себе на пропитание. И когда ему стало невмоготу, он вспомнил, что где-то на земле есть родной отец. А отец каждый день выходил на дорогу, смотрел вдаль и ждал сына.

Что нужно было сделать с этим сыном? Взять плеть, палку и прибить его? Но отец так не поступил. Он побежал к нему на встречу и сказал: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15:22-24). Он устраивает праздник, принимает его с любовью, где нет ни намека на упрек за его развратную жизнь. Любовь отца торжествует, что детище его к нему вернулось.

А старший брат, когда пришел с поля и услышал музыку радости и веселья, разругался на отца. Вместо того чтобы обрадоваться тому, что вернулся его заблудший брат, он упрекает отца: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк 15:29-30). Отец ответил ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15:31-32). Но тот разгневался и ушел.

О чем говорит эта притча? Кто же здесь отец милосердный? Это Бог, Который создал нас, видит и знает нас, начиная от Адама. У Него нет желания, чтобы кто-нибудь из людей погиб. Он ждет обращения к Нему.

А кто может любить Бога? Только человек. Но как выразить эту любовь? Любить любимого человека — это одно, любить маму — это другое, любить вкусное мороженое — это третье. Все это приносит и удовольствие, и радость, и горечь.

Главная человеческая обязанность — проявлять прощение и любовь к человеку. Как взрослые люди относятся к детям — это показатель того, как они относятся к Богу, и таково будет их пришествие к вечному Отцу.

Сегодня маленьких детей убивают, непорочных младенцев насилуют, отрекаются от них и бросают. Может ли наш мир так существовать? Нет. Либо вечный огонь и ад, либо Царство Божие, которое должно жить внутри нашего сердца. Мы должны в своей жизни идти по дороге творения любви и добра — это самая тяжелая человеческая работа, как и молитва.

Пост нам дается не для того, чтобы мы изменили рацион, а для того, чтобы мы изменяли свой внутренний мир, победили все злое в себе.

Мы не станем чистыми как Христос в одно мгновение. Господь принимает все, что мы делаем. Он сразу открывает объятия Своей любви и мудрости каждому, когда мы становимся на путь божественного очищения и спасения. Об этом говорит Церковь, следуя словам Христа.

Дай Бог, чтобы мы с вами это понимали и крепко держались веры, которая сохраняет в нас человеческий облик, душу и добрые человеческие качества.

Аминь.