Встречи и поездки, Новости

Правящий архиерей ответил на вопросы об отношениях с близкими, венчании и моде на целомудрие

8 июля по окончании лекции на юбилейном X слете «Территории инициативной молодежи „Бирюса“» Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон побеседовал с участниками форума. Ответы на наиболее интересные вопросы молодежи предлагаем вниманию посетителей сайта kerpc.ru. Публикуется в сокращении.

— Иногда в нашей жизни нам легче наладить отношения с посторонними людьми, со знакомыми, с друзьями, чем с родителями, сестрами, братьями. Скажите с точки зрения религии, почему так получается?

— Господь Иисус Христос в Евангелии говорил: «И враги человеку — домашние его» (Мф 10:36). А в другом месте он говорит нам, учит: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф 13:57). Здесь срабатывает дикое, зараженное первобытным грехом, где-то в генах сидящее чувство некой неполноценности в глазах близких, особенно старших.

Действительно, по жизни получается так, что незнакомый человек, сосед, друг, священник становится опорой. Но в этом заложено и рациональное зерно. В глобальном абсолютном смысле, человек от человека может получить помощь. Не должно быть эгоистического: «только мой кошелек», «только мой огород мне поможет», «я здесь закроюсь», «моя хата с краю, ничего не знаю». Так не бывает. Чужая боль и чужая радость не может быть чужой.

Самое главное — не держать никакой обиды на своих близких: на маму, если она не понимает, на бабушку, на дядю, на тетю, на брата, на друга. Это естественная реакция, потому что тот, кто старше, думает, что он и мудрее, хотя может быть глупее ребенка. В христианском понимании нужно помолиться за такого близкого человека. Это очень важно осознавать, чтобы не допускать разрыва с родной кровью, со своими близкими, и не таить в сердце обиды.

Самые близкие и родные люди — родители. Они нам нужны, пока мы ходим за ручку с ними. А потом они нам дороги и близки, но мы уже сами находимся в плаванье по жизненному пространству. Здесь же заложен и общечеловеческий смысл: связь с родной кровью — то, что старается диавол изжить, уничтожить наши жизни, ведь это принцип общечеловеческий, который во всех религиях есть.

Все же человек человеку друг, но мы подчас этого не замечаем. Нам больно, если не принимает родная сестра, не понимает еще кто-то. Почему максимализм у подростков (вы уже здесь сидящие уже не подростки, но еще и детство есть у всех), они в штыки учителей воспринимают, воспитателей и родителей? В этом виноваты взрослые. А в семье должны учить тому, чтобы в действительности семья была близкой. Так было в XIX веке, так было и в XX веке, но XXI век вносит новые явления.

Духовная оценка, это есть не что иное, как говорят христиане, диавольское вмешательство в нашу жизнь, потому что диавол рядом ходит, и Господь рядом. А нам надо выбирать, пойти ли, как Господь советует, или пойти, как подталкивает Сатана.

Еще для этого и создана Богом Церковь, чтобы человек находил именно в храме, среди верующих людей близкого по духу человека, с которым мог бы разделить без стыда и греховные свои откровения, и светлые стремления, и черпать силы для таких встреч и бесед, откровений, для продолжения жизни.

Вся семья должна строиться на христианских принципах. Мы сегодня имеем реальность такую, какая она есть, нужно господствовать над обстоятельствами, и этому учит религия. Сегодняшние обстоятельства таковы, что всем нужно бежать на работу, зарабатывать, искать, лечиться… А когда думать о сыне, о дочери? Спохватываются, когда сын с 10-го этажа прыгнул и разбился, или девочка пошла и больше не вернулась, наркотики ее убили. Чья вина? Слава Богу, что в этих случаях бывает откровение молодого человека, да и взрослого, соседу, другу, который остановит, поможет и подскажет, как правильно пойти по дороге жизни. Поэтому не бойтесь такого случая — встречи добрых людей. Но всегда смотрите, какова цель, если вы плохо знаете человека.
Сектант себе будет искать жертву, диавол — себе, а грех — себе.

— Вы затронули тему о венчании и «развенчании». У меня небольшой шок: разве второе возможно? Ведь это в принципе противоречит смыслу венчания. Почему такое разрешено?

— У меня, сколько служу, все время шок. Ведь что такое венчание? В Церкви есть такое понятие, как Таинство. Таинство — это тайна веры. Тайна веры, открытая пониманию, совершается через священнослужителя.

Есть Таинство Покаяния — исповедь, постоянное изменение самого себя от худшего к лучшему, и Таинство Крещения, где человек обязуется исполнять все заповеди, которые открывают ему дорогу в жизнь вечную, к счастью, к семейному счастью, а Бог обязуется Своим участием сохранять человека. Есть Таинство Миропомазания (в наши дни оно объединено с Таинством Крещения). Есть самое высшее — это Таинство Евхаристии, жертвоприношения хлеба и вина, бескровная жертва, где только верные Христу присутствуют, веру сохраняют.

И есть среди этих Таинств Таинство брака. Оно основывается на базисных, фундаментальных словах: «Посему оставит человек отца своего и мать 8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Мк 10:7–8). В буквальном смысле, человек придет в состояние возраста, когда мать и отец как опекуны, как воспитатели уже им будут не нужны по физиологии, и они сольются воедино. Эти двое и составят человечество как единое целое, потому что это наполняет человека жизнью и желанием жить.

Человек предстает перед Творцом со своей женой или мужем как единое. Это осуществляется в венчании. Короны, праздничная одежда, особые молитвы: одни — благословляющие брачующихся, а другие — проклинающие всякое разрушение брака, которое для верующего – очень страшное явление. Никогда ни жена, ни муж не преступит грань, чтобы развестись.

Что произошло за наш атеистический XX век? Выхолащивание и полное отторжение религиозной культуры, в данном случае православной, христианской традиции во всех отношениях. Но действительно генетика-матушка хранит нас. Сам чин Таинства Венчания очень красивый, торжественный, неземной.

Но есть порой суеверия, веры нет, и нет настоящего страха за самого себя, преступления, измены. Это страшное явление. Сейчас многими венчание воспринимается как некое действо театрализованное. Приходят, исповедаются, обещают клятвенно, принимают ответственность, и священники доверяют молодым или тем, кто пришел венчаться по вере своей и совершают Таинство. А потом происходит то, что я сказал.

Вообще, чтобы вы знали, обратного хода не бывает. Мы даем бумагу, что эти люди могут вступить в брак вновь, но в прямом настоящем смысле — это добровольный разврат и великое осуждение перед Богом. Только смерть кого-либо из супругов освобождает, и тогда и Церковь, и Бог разрешает вступать в брак. Развод ни чем не оправдан, особенно если уже родился младенец.

В настоящее время пришла стадия становления нашей Церкви, когда эта поголовного венчания, да и крещения даже, наконец переведена в стадию более глубокой ответственности по вере. Как, кстати, нет и погребения самоубийцам. Хотя пишут, просят, много погибает сыновей, дочерей, и мужья. Пишут: «Крещеный, хороший мальчик, вот развелся, вот запил, взял, повесился или застрелился». Чисто из человеческой жалости этих родителей мы пишем, что разрешаем чин, который называется утешение. Там нет погребальных молитв, а есть молитва за родителей, которым жестоко будет не сочувствовать.

От чего такое происходит? От простого нашего невежества. Мы должны учиться нашей религиозной культуре, и вместе с этой культурой приобретать благородство, достоинство, самоценность. Тогда будем поднимать и другие вопросы, хорошие вопросы, правильные вопросы.

Вступая в брак и собираясь идти венчаться, вы должны спросить себя: «Готов/готова ли я сегодня с этим мужчиной/с этой женщиной прожить до момента отхода в другую жизнь?». Тогда можно приступать.

Должно быть мужество. Раз чувствуете, что созрели для брака, то надо брать себе мужа или жену, и оставаться верным супруге или своему супругу на всю оставшуюся жизнь, потому что счастье ваших младенцев наградит вас райской радостью на Земле. Я так советую: лучше прожить до определенного возраста, проверить себя, и потом прийти повенчаться, чтобы выполнить все. Это тоже какой-то выход.

С другой стороны, очень приятно венчать молодых, красивых и ожидать семейного счастья от этих людей, их домов, их успеха и радоваться: эти люди с Божией помощью совершают человеческий подвиг, прозаично говоря, выращивают сады, открывают элеваторы, строят заводы, или просто хорошие дворники, медсестры, врачи. Всё прекрасно, что делает человек на пользу себе, и всё отвратительно, что его разрушает. Спасибо за такие вопросы.

— Вы говорили о том, что XXI век — век новых явлений. И правда, новые тренды, новые моды. Сегодня, казалось бы, серьезные и страшные грехи стали нормой жизни нашего общества и обыденностью. Люди могут ходить в Церковь и мечеть, говорить о любви к Богу, но, выходя, продолжают грешить, даже не подозревая о том, что они грешат. Вот у меня вопрос, возможно ли создать моду на целомудрие? Если да, то как?

— Вопрос очень важный. Что произошло с миром после Второй мировой войны? То, что накапливалось веками как диавольский протест против божественной гармонии и красоты человеческой жизни в среде поклонников диавола, которые создавали особые структуры и совсем не глупые. Пришло время, когда определенные силы соединились, посчитали свои особые корыстные возможности и пришли к выводу, что надо уменьшать человечество. Но разве меньше стало голода в Африке, в арабском континенте, мире, азиатском, да и в нашей России? Не меньше. А культуры кормовые, ресурсы питательные: уменьшились или возросли? Сколько на свалках качественных продуктов с супермаркетов уничтожают в одной только России, а в Штатах — даже уму непостижимо! И попробуй, возьми, отдай бомжам или тем, кто нуждается. Засадят в тюрьму. Это уже извращение.

Теперь, говорят, модным стал «перформатив», «перезагрузка». Так вот, «перезагрузка» эта — в том, что совесть и нравственность не должны регулировать нашу жизнь. «Отбросим совесть!» — первый этот лозунг прозвучал в начальные годы советской власти после Октябрьской революции. Это прозвучало опять-таки в России, а потом за рубежом. Здесь создавались коррективные семьи в виде коммун. В прямом смысле спали все под одним одеялом, и дети считались общие. Потом Иосиф Сталин через кровь это уничтожал. Так расшатывали сознание народа.

Хотя Россия была очень религиозна, и все держались очень крепко на религиозной морали, но все же война спутала карты. А потом что происходит? Свобода сексуального проявления, однополой любви, масса всего. Даже сейчас существуют в России институты, системы «планирования семьи». Я по наивности считал, что там молодым рассказывают, как правильно рожать детей, как поить, кормить, а там рассказывают, как убивать, как пользоваться вещами, предотвращающими зачатие, но уничтожающими здоровье мужчины и женщины.

Америка этого Джина из бутылки выпустила, а сегодня там начинается другая кампания — за целомудрие. А у нас насаждают развратность. И к 50-му году нашего столетия мы на 75 миллионов должны меньше быть, а Америка — на 180 миллионов больше. Это их подсчеты. От вас все зависит, молодых людей. Тут уже не религия замешана, а бесовщина, связанная с крупным «божеством» — золотым тельцом.

Это очень серьезные вещи, дорогие мои, братья, сестры, дети, о которых вы должны знать и понимать, в чем суть дела. Сейчас не то время, когда думали и говорили на детском языке взрослым об этих вещах — сейчас это перешло в серьезную войну. И война ведется с помощью пропаганды, давления, психологии. Все новые секты носят такой характер. Отсюда же все «институты», которые появились, в том числе и искусственная религия. И начиная с детского сада. Половое воспитание, против которого Церковь выступала. Сколько бы не имели однополые браки интима, дети не родятся, к сожалению.

И в духовном плане это наступление ада. Книга Апокалипсис раскрывает нам безвольных людей, утрату серьезного анализа каждого дня своей жизни. А на помощь призвано все — от грубых наркотиков вплоть до культуры, музыкальной культуры. Есть же культура, которая божественного характера, а есть — адского. Сейчас преобладает последняя. Все это влияет на наше сознание.

И что делать? А говорить нужно. Вот мы с вами разговариваем об этом. И серьезно говорить, не боясь. Но для этого нужно мужество.

Как мы можем победить? Каждый молодой юноша, каждая молодая девушка должны понимать ценность своего рождения, предназначения, ценность драгоценного чувства половой принадлежности и нормальной, от Бога данной, любви к противоположному полу во всех отношениях, чтобы была полнота. И любовь должна давать плод. Я очень радуюсь, когда люди совершенно юные несут уже своих малышей к причастию. И слушаются, когда говорят, что надо хотя бы раз в месяц. Маленького своего несут, хотя они сами еще для меня дети. Они победили все это.

А теперь о грешниках. Дело в том, что в христианской церкви, я знаю, и в исламе, не принимается содомитство. Но никто в Церкви не имеет права его оскорблять, бить камнями, нести на костер. Ему нужно открыть все его страшное духовное положение. Он противоречит Иисусу Христу, нарушает заповеди. А что делать? Изменить свою жизнь. Много людей, которые по молодости, по юности по каким-то причинам оказывались в той или иной степени замешаны в этом, стали нормальными мужьями и со стыдом вспоминают, что у них что-то такое было. И никто над ними не делал никакого усилия. Надо пытаться бороться с собой: не погибать же! Эта борьба сложная, но сказано: «Неправедные Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6:9). Но одно покаяние снимает с человека любой грех, кроме греха Иуды — отречение от своей религии.

Нельзя кривить душой. Есть люди, которые ходят, и мы не знаем, они исповедают грех и сами не знаем, что это грех. А потом, когда раскрывается это явление, для человека бывает ужасный шок. А бывает, что человек просто в себе это зло носит, священнику не говорит на исповеди, хочет и Богу угодить, и диаволу послужить. Но потом это заканчивается самым простым образом, начиная от каких-то заболеваний и исходом из этого мира в небытие. А подчас даже любовь приводит к самоубийству и убийству другого. Может ли человек любящий убить другого? Никогда.

Далеко зашло это явление в сознании людей. Но винить, карать, кричать ни в коем случае нельзя. Мы обязаны открывать двери церкви, принимать с любовью, рассказывать, говорить и открывать тайну Божию и правду обо всех явлениях, а как — человек решает. Бог не отвергает. Сам себя человек ставит. Обязательно должна быть борьба с собой.