Встречи и поездки, Новости

Архипастырь рассказал о роли Церкви в жизни общества на встрече с курагинцами


27 июля, во время встречи с жителями поселка Курагино в здании Центральной районной больницы, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к собравшимся:

— Курагинский район и Курагино «прославили» на всю страну люди, которые здесь поселились и образовали свою общину. Но это не главное. Как они пришли, так и расселились, — потому что все, что не от Бога, исчезает. Но перед нами оказалось великое явление человеческого поиска духовного комфорта, счастья, и, может быть, Рая на Земле. Как правило, эти эксперименты заканчиваются страшными вещами. В 60-е годы в США так же собирались религиозные группы, и все оканчивалось массовым самоубийством. Сейчас это показывают в хрониках, но, сколько людям это ни показывай, человек всегда будет решать сам. И как Православная Церковь мы не осуждаем этих людей, мы только жалеем и сожалеем, что люди разрушают свой быт, свою жизнь, ища счастье не на той дороге и не в том направлении. Но ложь рождена раньше человека, диавол явился в мир раньше, чем появился человек.

Есть люди, которые всегда искали, берегли веру, и сегодня они — инициаторы строительства храмов. И в Курагино есть православный приход. Я не случайно сказал, что власть делегируется Богом. А голос народа, говорят, это голос Божий. Поэтому существуют на Земле в различных формах выборы. Не могли от этого отказаться и во времена социализма. Люди высказывали свое мнение.

Так и Церковь учреждена, как единственный подобный институт, с одной целью — помочь человеку воспитать в самом себе доброту. Воспитать в самом себе ответственность за других людей, за самого себя. Воспитать в человеке надежду, любовь к жизни, и, конечно же, помогать верить, что правда побеждает, что законность существует, что не может зло верховенствовать.

И ведь так и есть! Мы видим колоссальные явления, такие как Великая Отечественная война. Фашизм не мог победить, потому что это было колоссальное зло. И я считаю, как человек русский, выросший в Советском Союзе, православный, что на 90% Победа — заслуга великого народа Советского Союза, совокупности всех его народов. Старшие люди никогда не забудут те тяготы и ту страшную, напряженную пятилетнюю работу ради победы. В Сибири бомбы не сыпались, но труд был такой, что люди умирали от голода. Без веры, которая воспитана уже в поколениях, этой победы могло не произойти.

И сегодня мы переживаем нелегкие времена. Старшему поколению многое неясно и даже совсем непонятно из происходящего в стране. Во властных структурах, в финансовом обеспечении. И действительно трудно объяснить развал тех совхозов, колхозов, предприятий, которые были у нас. Да, может быть, они работали не эффективно, потому что процветало воровство, но ведь и сегодня оно не исчезло. И сегодня мы с вами постоянно слышим, как Владимир Владимирович Путин отдает губернаторов под суд, потому что открываются безумные вещи. Северные наши люди всегда жили в определенной скудости. Но даже там нашлись те, кто обворовывал бюджет. И люди спрашивают — Боже мой, как же мы живем? С кем мы существуем? И вот в этом отношении Церковь занимает позицию, укрепляющую веру в добро. Это процесс воспитания, как ребенка, которого иногда нужно и одернуть, а не все время целовать, чтобы он вырос человеком.

Так и с проблемой семьи. Все время наша Церковь в лице Святейшего Патриарха обостряет эту проблему, чтобы донести до людей, что самое священное — это семья, папа, мама, и дети. А сейчас юные парни и девушки на улице целуются, не стыдясь ничего, потом заключают брак и венчаются, потом приходят разводиться. Иногда шесть месяцев проходит, иногда три, пять, семь лет. Всегда задаешь вопрос — а почему наши прабабушки, бабушки и деды не делали этого? Как они любили друг друга? Они же породили нас. А причина в том, что мы упустили этот главный момент, который никогда не должен прерываться — воспитывать от высшего авторитета, божественного авторитета, привить человеку в сознание и сердце ответственность. Мальчику за будущее своей супруги, а девочке за мальчика. Ответственность за свой огород и за свою корову. За своих детей.

Когда я еще был ребенком, в советское время, атеистическое конечно, но в верующей семье, с четырех лет жил на юге. Отдыхающие приезжали, разъезжались, а на пляжах оставалось много мусора. Затрубила труба Горисполкома — все выходили на пляж с граблями, с лопатами, обходили окрестные леса, вычищали весь мусор. А сегодня все боры и пляжи в мусоре. То же и в сибирской тайге. Приезжая сюда и в другие приходы, мы иногда останавливаемся и видим: самосвалами свалили среди тайги бытовой мусор, бутылки, банки. Белки с медведями его будут убирать? Нет ответственности, и так получается во всем. И задача нашей православной веры — все время объяснять, без насилия, глубокую ответственность за свою землю. В плане санитарном и гигиеническом, и в плане души своей.

Но самое главное — это поиск духовной силы. Что помогает лично мне, человеку, оставаться человеком? Какой страх меня удерживает от наркотиков, от алкоголизма, от разврата или от преступных поступков? Какая сила мне диктует, что надо помнить о могилах предков, ценить того даже, кто может быть тебя и не любил? Бывает такое, что дядя или тетя своих племянников не любят. Все равны перед Богом и землей. Нельзя обходить эту могилу, это родная кровь. Так говорит Бог, так говорит и Церковь.

Вот последний случай, когда погиб наш солдат в Сирии. Все мы знаем, войны у нас нет, так почему он погиб? Он погиб за Родину. Этот солдат вызвал на себя огонь боевиков, сохранив эшелоны с вооружением, с боеприпасами. Его никто не заставлял. Эти боеприпасы нужны нашим летчикам, тем, кто сейчас несет службу в Сирии. Откуда это у него? От дедов, прадедов, от нашей, русской вечности.

Другой вопрос, един ли наш народ, как русские? У нас рядом баптисты, пятидесятники, адвентисты, неоязычники и прочие. Нет, не едины, дух не един. Простой пример: Яценюк и Турчинов — последователи протестантизма. Разве они сделали добро на Украине? Что они сделали с Украиной? Сколько можно бомбить Донбасс? Мы многого не знаем, нам, может быть, и не нужно, чтобы перед нами отчитывался президент, — у государства есть свои тайны. И Православная Церковь сейчас единственная сила, сохраняющая единство. Одиннадцать тысяч приходов Православной Церкви на Украине. Люди готовы умереть вместе с храмом, но не отдавать его бандеровцам. И эта же Церковь в Белоруссии, на Украине, в Молдове, Приднестровье. Это единственная духовная сила, объединяющая многонациональный русский народ. Когда говорим «русский», подразумеваем, конечно, все народы, которые принадлежат одному культурному образованию — великой России.

Я девять лет служил архиереем в Адыгее, и там, в их бывшей столице, ауле Тахтамукае, есть улица имени Андрухаева. Что он сделал? Он взорвал себя и наседавших СС-овцев со словами «Русские не сдаются!». Иногда черкесы-старейшины говорят: «Батюшка, как это так? Он черкес, и он так сказал?». Но вы же говорите, что Россию надо сохранять как государство, вот он это и имел в виду! Гордитесь им! Он мог сказать «черкесы» или «адыги», «кавказцы». А он воскликнул: «Русские не сдаются!». Это нужно воспитать. Мы не победим, если снова не начнем воспитывать в мальчиках, в девочках с самого Крещения неприятие наркотиков, алкоголизма, раннего разврата, табакокурения, нецензурной брани. Они должны почувствовать силу Божию и свою причастность к Божиему делу. Вот цель нашей Церкви.

Церковь, насколько хватает, помогает страждущим. Устраиваются дома, но для этого нужна помощь от населения. Но это существует. Мы помогаем матерям-одиночкам, а сейчас и женщинам, пострадавшим от насилия домашнего и общественного. Сейчас в России запретили домашнее насилие. Но нужно защитить и от общественного насилия тоже. Все видели в Интернете откровения женщин и девушек о страшных моментах изнасилования. В Советском Союзе мы думали, что это преступление, за него при Сталине расстреливали, а, оказывается, оно совершается каждый день, и защиты нет. А она должна быть. И реабилитация должна быть. От этого достается не только девушкам, но и мальчикам. И Церковь вместе с государством старается эту проблему решать.

Иногда удивляются, почему Патриарх говорит об абортах, это же такая мерзость! А потому что я помню свою прабабушку, у нее было 17 детей, 9 выжили. Она не искала путей от них избавиться, хотя в деревне знахарки знали, как вытравить ребенка. В голову не приходило! Семеро детей у моей бабушки было. Об этом нужно говорить.

Я везде слышу, и вы сами это видите — наши люди стали злыми, как будто бы без причины. Почему такая озлобленность накапливается? Причины очень серьезные, их не решить. Теперь мы пожинаем плоды ошибок, а, может быть, и безумия 90-х годов. Но жить нужно. Нужно жить и помнить, что все в руках Божиих и без добра ничего не сделать. Как людей примирить? Никак, если не принять этот высший божественный авторитет. Отсюда и начинается движение тех сект, которые мы знаем. И всего того, что мы называем мракобесием, чародейством, колдовством. Люди так запутываются в этих вещах, что убивают себя. Так иногда доверяют каким-то знахарствам, экстрасенсам, что лишаются своего бизнеса, и не понимают, что с ними происходит. Человек должен быть свободен. Бог освобождает, и каждый своей верой сам себя должен освобождать. Использовать и лучшие достижения науки, и лучшие достижения доброты человеческой, чтобы не только выживать, но и процветать обществу.