Выступления, Статьи

Пасхальное Послание Высокопреосвященнейшего АНТОНИЯ, Архиепископа Красноярского и Енисейского


Пресс-служба Красноярской епархии публикует текст Послания Высокопреосвященнейшего Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония о.о. благочинным, честным пастырям, братии и сестрам святых обителей, клиру, славному казачеству и всему воинству Российскому, учащим и учащимся кадетских заведений, гимназий и воскресных школ, всем боголюбивым чадам Красноярского края, приуроченного к празднику Пасхи Христовой.

Пасхальное Послание Высокопреосвященнейшего АНТОНИЯ, Архиепископа Красноярского и Енисейского о.о. благочинным, честным пастырям, братии и сестрам святых обителей, клиру, славному казачеству и всему воинству Российскому, учащим и учащимся кадетских заведений, гимназий и воскресных школ, всем боголюбивым чадам Красноярского края


Христос Воскресе!

«Сей нареченный и святый день,
праздников праздник, и торжество из торжеств!
От сего дня будем благословлять Христа вечно»
(Пасх. канон, Песнь 8)

Дорогие братья и сестры!

И ныне мы «едиными усты и единым сердцем» сподобились призывать Имя Божие в светоносные дни Пасхи Христовой, этого «жития вечного начала», этой основы нашего спасения, каковым является благознаменитый и светлейший день сей! Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Так обращаемся мы ныне друг к другу, потому что Воскресение Христа и Бога нашего положило начало и нашего, и всеобщего совоскресения с Воскресшим Христом в жизнь вечную, уготованную всем любящим Бога и верующим в Него. Этой неисчерпаемой радостью Воскресения Христа Жизнодавца и Бога нашего радуется и всегда будет радоваться весь мир человеческий, ожидавший этого дня в Церкви Ветхозаветной, уверовавший во Христа — в Церкви Новозаветной, а также и все те грядущие поколения, которые этой Радостью будут жить на земле и после нас, до Второго и славного пришествия Его «в последний день»: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель». (Апп.1, 8).

По собственному опыту каждый из нас знает, насколько неадекватен мир, лежащий во зле, миру первозданному, безгрешному, ибо не проходит и дня, и даже часа в нашей юдоли земной, чтобы мы не согрешили перед Богом. Но знаем мы и то, что фатальной неизбежности окончательной победы зла во временном мире сем — не будет, ибо чтобы спасти нас от вечной смерти и ада Сам Господь сказал: «Всякий верующий в Меня не погибнет, но имеет жизнь вечную». Воскресением Христа из мертвых всякому верующему в Него, и верой чистой пребывающему в Его святой Церкви, особо понятны и проникновенны слова св. Евангелия, указывающие на любовь Божию к ищущим Его: «Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Истинно Господь — Сын Божий и Мессия — Иисус Христос, крестною Своею смертию искупивший нас, есть для всех чад Его Святой Церкви верующих в Него и исполняющих Заповеди Его — подлинный наш Спаситель, Тот, Кто сказал богодухновенному Исаии: «Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» (Ис.43,17).

Человек, созданный по Образу и Подобию Божию (Быт.1,26), есть существо свободное, наделенное разумом в отличие от всех других творений. Сам человек преслушал единственную данную ему в Раю заповедь, но сам и решает восстановление ли себя в лоне Отца Небесного Христом Спасителем, в Его св. Церкви, или уподобиться несмысленным, следуя извращённейшему своему состоянию, диктуемому тем же змием, искусившем его некогда в Раю, и искушающему ныне по аналогии с язычеством — многоверованием. Существует Рай, и существует — Ад. «Придите ко Мне», говорит нам Господь, но человек сам волен либо следовать спасительным заветам Христа в Его Православной Церкви, либо следовать обольстителю тьмы века сего — во всяком лжеверии.

Христос есть Спаситель всех душ праведников и от Ветхого и от Нового евангельских Заветов. Здесь мы можем смело утверждать: Заветов — два, а вера — одна. Это же и подтверждается в новозаветном Евангелии: «Один Господь, одна вера, одно крещение — потому что, как нам всем следует понимать и как говорит о том св. Евангелие, — один Бог и Отец всех» (Еф. 4, 5). Низвергнутые некогда из Рая Адам и Ева избрали путь спасения и потому, по Воскресении Своём Господь вывел из ада их и всех ветхозаветных, ожидавших Его и веровавших в Него как в грядущего Мессию. Как видим, по Милости Божией, чада св. Церкви Ветхозаветной Воскресением Христовым присоединены к чадам Церкви и Новозаветной, основанной Спасителем для вечного спасения как первых, так и вторых. Совершенно очевидно, что обновленная Воскресением Христовым Церковь Ветхозаветная стала единой же — Новозаветной, как продолжение первой.

Если обратимся к установленному Богом порядку совершения всех обрядов Ветхозаветной Церкви, то там о праздновании Ветхозаветной Пасхи сказано: «совершите её в назначенное для неё время, по всем постановлениям и по всем обрядам её совершите» (Числ. 9,3). Заметим теперь, что как в Ветхозаветной Церкви Сам Бог установил в ней священнодействия в «постановлениях и обрядах», так и в Церкви Новозаветной, обновленной Благодатью Христовой, Сам Мессия и Христос устанавливает в ней соответствующие и постановления новые — Святые Таинства при необходимых соответствующих и обрядах молитвенного чина. При совершении Главного Таинства- Св. Евхаристии, мы слышим непосредственно установительные слова Самого Христа: «Примите, ядите; сие есть Тело Мое» и «…сия есть Кровь Моя Нового Завета» (Мк.14,22,24). «Пасха», или «переход» в Землю Обетованную, в Ветхом Завете имела огромное значение для богоизбранного народа потому, что она была прообразом Пасхи Новозаветной, обозначающей переход завершающий — в Жизнь Вечную. Несмотря на влияния извне, богоизбранный народ Израильский ещё многие столетия хранил в чистоте свою веру и только как сказано «на конец веков», когда уже и израильский народ был на грани гибели во всеобщей развращённости не только вне, но и внутри его — Господь — Мессия и Спаситель явился как для евреев, так и для всего мира.

Здесь хочу подчеркнуть, что важны в св. Церкви не только св. Таинства, но и обряды церковные, способствующие проведению как самих свв. Таинств, так и созданию благоприятной молитвенной атмосферы, подготавливающей душу человека к восприятию Духа Святого, а также и особенностей особо-празднуемого дня, например, — Вербного воскресения и других. Обрядовая сторона имеет место и вне храма. Разве не необходимо, например, сотворить молитву утреннюю, после сна, потом — перед употреблением пищи, перед сном, и во многих других случаях, когда, например, совершаем молитвы за усопших, освящаем жилище, когда отъезжаем в дальний путь, и во многих других случаях, где бы мы ни находились. Св. Апостол Павел рекомендует молиться всегда и везде, и не следует этого стесняться. Всегда бы нам помнить слова Христа Спасителя: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт во славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8,38). Теперь многие, кичащиеся своей «ученостью», на первый взгляд и интеллигентные люди, любят поучать таких же невежд в вере, как они сами, что, мол, Церковь Православная — это одна обрядность: Запад-де давно уже от этого отошёл. Да, отошёл, ибо потерял веру истинную, заменяемую обрядами иного толка — откровенно антихристовыми в карнавальных вакханальных уличных шествиях и безстыдных плясках даже в храмах, ставшими, «мерзостью запустения» (Мф. 24,15; Мф. 13,14). Мы же, просвещаясь Словом Божиим и свв. Таинствами в наших православных храмах, не будем забывать, дорогие, что вся и сопутствующая пониманию свв. Таинств обрядность в св. Церкви, установленная Духом Святым, необходима и спасительна. Крестные ходы и другие обряды церковные также служат духовному просвещению человека, тем более сейчас, когда мы только-только возвращаемся всем народом к своим духовным истокам — вере истинной и святой. Много даров Святого Духа, в св. Таинствах Господь подает в Его святой Церкви для нашего Вечного Спасения. Будем же внимательны не внешним только вниманием к Ним посещением свв. храмов наших, но и внутренним молитвенным деланием. Храм — это училище благочестия, плоды которого потом в жизни повседневной помогают удержать и себя, и других от поступков, унижающих человеческое достоинство и ввергающих душу в опаснейшую пропасть самых печальных семейных, общественных, государственных, в конечном итоге негативных последствий.

Полагаю, что каждый из нас в той или иной мере постился в дни Великого поста, а в особенности в дни, предшествующие великому празднику св. Пасхи на Страстной седмице. Надеюсь, все причащались, и не раз, свв. Христовых Таин после исповеди у духовника пред Богом, чем в значительной степени мы индивидуально — ощутимо внутренне обновились.

Наше святое Отечество переживает сейчас не лучшие времена, но мы, уповая на Милость Божию и поддерживая друг друга в трудах на благо нашего Отечества, с честью все невзгоды преодолеем, если не будем забывать и впредь подателя всех благ — Бога, и не только благ материальных, но и духовных, помогающих безкомпромиссно решать вопросы во благо личное, семейное, общественное и государственное.

Действительно, ныне, в день св. Пасхи, весь космос, вся вселенная, человеком познаваемая, торжествует и веселится со всеми и небесными силами, прославляя поправшего ад и отверзшего нам двери Рая Христа Жизнодавца! В пасхальных песнопениях дня Пасхи Христовой мы раскрываем в полноте для себя причину нашей сегодняшней христианской радости: «ныне смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало». Этими и другими песнопениями канона светлого сего праздника внимательному слушателю — христианину раскрывается суть пришествия Христа и Мессии в мир сей и смысл искупительных страданий Его на Кресте, умертвивших — смерть и даровавших нам бессмертие в грядущем Царстве Небесном. Назидаясь Величайшим праздником Пасхи Христовой, переживанием Радости вседушевной своего собственного совоскресения со Христом, будем стремиться всегда следовать этой Радости неземной, не забывая, что в наибольшей степени помогает в этом очищении души собственной вечной и безсмертной — один чистый источник на нашей земле, Источник — всегда живительной, всепобеждающей силы в невечернем Царствии Христа Спасителя — Его святая Православная Церковь!

Ещё и ещё раз поздравляю Вас, дорогие мои красноярцы, этим радостным пасхальным приветствием:

Христос Воскресе!

Ибо Он — Воистину Воскресе! Аминь.


Св. Пасха Христова,

2009 г.

г. Красноярск