Выступления, Статьи

Архипастырь: Мы должны уметь прощать ближним их недостатки

24 июля, по окончании Божественной литургии в день памяти равноапостольной княгини Ольги, Митрополит Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Всех вас, братья и сестры, с праздником и с воскресным днем!

Княгиня Ольга после смерти своего супруга, которого убили древляне, жестоко мстила как язычница. Однако пришла пора, когда она задумалась о смысле жизни, видя языческое поклонение наших пращуров, предков, которое ничем не наполняло души людей.

Рядом уже появились первые христиане, которые пришли с Византии с купцами. Это были и греки, и славяне, потому что русские люди в Киеве и Смоленске крестились еще за сто лет до князя Владимира при Аскольде и Кие, которые основали город Киев. Они приняли христианство. И общины христианские были, и даже храмы.

Так вот, княгиня Ольга была знакома с верой христианской, но как язычница не понимала ее. Но пришло время, Матерь Божия и Дух Святой ее призвали, и она поехала в Константинополь. В летописи сказано, что дважды она ездила, смотрела на веру и затем приняла Святое Крещение. Внука своего — князя Владимира, сына Игорева, воспитывала в христианской традиции и вере, но не крестила, потому что не разрешали отец и дядьки.

Не пропало семя, которое она посеяла. Князь Владимир, сначала, будучи язычником и очень жестоким человеком, потом принимает Христа, принимает веру, крестится сам и вся дружина с ним, киевляне. Так стал русский народ креститься, и по сей день принимает святую спасительную веру Христову.

Первая Христова проповедь была принесена равноапостольной княгиней Ольгой. Если тут есть Ольги, то всех вас поздравляю с днем ангела, храни вас всех Господь! Веруйте в Господа, служите Господу, несите слово Божие, подражая вашей покровительнице!

Также мы сегодня преподобную Евфимию вспоминаем, с которой спорили и католики, и еретики, доказывая, что православная вера не такая сильная, но она одной молитвой Господу, верой православной сотворила чудеса, и они уверовали. Другие не могли этого сделать, а она сделала. Они поняли, что вера православная, которой мы с вами все крещены, самая сильная, правильная. Мы ее должны беречь и преданно хранить, передавая из поколения в поколение.

Без православной веры страны нашей не будет и нас не будет. А вера наша — человеколюбивая. Вера православная открывает жизнь вечную, помогает человеку жить и искать добро и жизнь в добре.

В одном из отрывков сегодняшнего Евангельского чтения рассказывается о том, как фарисей осуждал блудницу Марию, а Господь сказал ему: «Видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк 7:44–47).

Господь, дорогие мои, открывает следующее: каждый человек и все мы, здесь стоящие, бывает, и лукавим, и лицемерим. Причина всех грехов — наша человеческая нечестность, ложь и лицемерие. Отсюда бывают и в церквях распри, и в семьях, и среди молодых, и пожилых. Так вот, Господь, указывая на это, говорит нам, чтобы мы как можно больше жили по слову Господнему, по справедливости. Святые отцы говорят, что если не можем сказать, то лучше смолчать, но не становиться на путь лицемерия и лжи, потому что это есть служение бесу, служение погибели, служение греху.

Тем самым Господь указал, что вера в Бога — это не обязанность, а исполнение любви и преданности к создателю нашему Господу Иисусу Христу, к создателю мира, к самому Господу, а, значит, и к человеку. Мы должны уметь прощать недостатки и близким, и дальним, потому что не всегда человек сам волен победить в себе устремление ко греху, свои слабости, болезни. Прощая другим, мы с вами получаем, как Господь, миро на свою главу — Господнее благословение, Божье милосердие и помощь. Тем самым мы отражаем нападки темных сил и злобы.

Без этого не может быть спасения, исполнения молитв наших Господом, когда мы просим. Господь не будет идти нам на встречу, если мы будем идти против его заповедей, против его любви, с человеческой жестокостью, несмирением, непослушанием, коварством, грехами.

Будем же идти, прощая других людей, даже тех, кто сам не прощает! В сердце мы должны прощать, чтобы в какой-то момент наша молитва о наших, казалось бы, обидчиках помогла им получить спасение и жизнь вечную, и нам наследовать благо в Царстве Господнем, которое дается нам с момента Крещения и в вечной жизни.

Аминь.