Проповеди

Архипастырь: Рождество Божией Матери — начало спасения рода человеческого от ада и смерти

21 сентября, после Литургии в Покровском кафедральном соборе, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с днем Рождества Божией Матери! Это особый праздник; мы вспоминаем день, когда всё сущее ликовало и радовалось Рождению Приснодевы Марии.

Сегодня я хочу поговорить с вами о молитве. Именно молитва спасает человека, очищает его душу и хранит мир между людьми. Подчас, в наше непростое и противоречивое время мы можем слышать недоверие, сомнения относительно молитвы. Современный человек больше делает упор на свои силы, ему говорят, что он сам — Бог. Да и мы, верующие, иногда ропщем: вот почему мы молимся, а ничего не происходит? Всё идет своим чередом, дорогие мои братья и сестры. Молитва — это особое прошение от сердца человека к Богу-Отцу, ангелам, святым покровителям. Это просьба о помощи, когда человек заблуждается в грехах, погибает. Тогда молитва становится глотком воды в пустыне, лекарством от страшной болезни.

Так Господь даровал человечеству после грехопадения дар молитвы. И люди, как могли, взывали к Небесам: приносили жертвы, говорили словами, возносили курения ладана. И Небо отвечало. Но не только Богу молились люди: бесы тоже требовали молитв и кровавых жертв. И когда мир стоял на грани падения в страшную бездну греха, пучину ада, Господь услышал молитву двух людей, супругов: праведных Иоакима и Анны. Они дожили до старости, но не было у них детей. И они молили и вопрошали Бога: за какие грехи послано им было такое проклятие, что они сотворили, чем заслужили бездетность? А Господь, казалось, не слышал их.

Но вот супруги узнают, что у них будет ребенок. Это было для них как гром среди ясного неба, это было потрясение, потому что были уже они к тому времени совсем немолодыми людьми. Но у них родилась девочка, названная Марией — Матерь Божия. И ангельский мир ликовал, услышав первый крик младенца, как ликовал он в день создания праотца Адама, ведь Мария родилась, чтобы стать матерью и Бога, и человека, чтобы стать великой молитвенницей за каждого из нас.

Рождество Пресвятой Богородицы стало первой угрозой аду и диаволу. Но пока мир ангельский ликовал, мир человеческий всё еще, казалось, готовился к погибели. Годы шли, и Матерь Божию увели в иерусалимский Храм, а уже затем архангел Гавриил возвестил Ей о грядущем рождении Господа и Спасителя мира Иисуса Христа. А потом последовало Его распятие, Воскресение и Спасение — для всех, кто уверовал во Христа.

И после Успения Богородицы ангелы ликовали снова, потому что даже им не под силу было вознести такую молитву за этот мир, какую Мария возносит на Небесах. Она проявляет себя в непостижимых разуму видениях, в чудотворных иконах. Вот почему Рождество Божией Матери есть начало спасения рода человеческого от ада, смерти, погибели и возврата к ангельскому состоянию, которое освободит нас от телесного гнета с его болезнями и страстями.

Особенно Матерь Божия помогает детям, матерям и женщинам, скорбит по блудницам, по тем, кто связался с грехом чародейства, идущим от диавола. Она молится за них и дает им спасение. Церковь не молится за самоубийц — но родственники самоубийцы и Богородица берут на себя эту обязанность.

Матери Божией дана власть милосердия, власть молитвы и заступничества за всех живущих, и сам диавол боится ее. Поэтому, она свободно присутствует и на Земле, и в Небесах. Поистине, в день, когда Матерь Божия вдохнула земной воздух, запели Небеса, ярче засияли звезды и ангельский мир восторжествовал. Поэтому мы совершаем Литургию, молимся о наших детях, о мире, и знаем, что Бог — это любовь и правда, а Матерь Божия — великая милующая материнская сила всех людей на Земле.

Аминь.