Проповеди

Владыка Пантелеимон: Преображение Господне — это торжество над силой ада

19 августа, в двунадесятый праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, после Божественной литургии, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Дорогие братья и сестры!

Сегодня удивительный праздник, называемый Преображение Господне. Сегодня мы слышали Евангелие описание этого события. Господь взял святых апостолов Петра и Иакова, взошел на гору Фавор и когда Он молился, то предстали перед Ним пророки Моисей и Илия.

Как мы знаем, Моисей привел свой народ в благословенную землю и оставил его на попечение Иисусу Навину. Сам же он ушел в Синайские горы, где отошел ко Господу. В этой же истории Моисей является перед Господом Иисусом Христом. Что сделал этот великий пророк? Дал миру закон, дал заповеди. Главная из них: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2-3; Втор. 5:6-7). И далее: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5; Втор. 5:8-9).

Христос же говорит нам так: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:4-7).

Все заповеди, все слова в Святом Евангелии — это слова, обращенные к роду человеческому, чтобы он воспитывал по ним своих детей и воспитывал сам себя, приближаясь к святости. Затем и даны нам Господом эти законы: чтобы человек становился подобен Ему.

Моисей умер в одиночестве, чтобы никто не знал, где его могила и не стал ей поклоняться. Таким образом, Моисей — представитель того мира, мира находящихся в жизни вечной. Вторым же человеком, явившимся Иисусу, стал пророк Илия — представитель живых, ибо он был взят на Небо живым.

И вот, когда пророки появились на горе, одежды Господа стали белоснежными, и само лицо Его преобразилось, засияв изнутри Божественным светом. О чем же говорили пророки с Господом? О Его исходе в Иерусалиме, о том, что ждет Господа — распятие, погребение, Воскресение и Вознесение.

Но Господь был не один в тот день, с Ним были ученики. И увидев все это, они сказали: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:4). И через это их желание Господь показывает нам, какова должна быть жизнь земная и жизнь вечная: благословенной, наполненной светом Господним, лишенной горя и боли.

Для чего Господь совершил Преображение перед Своими апостолами — простыми людьми? Для того, чтобы люди поняли, что только с Ним и с верой в Него мир может преобразиться, что злоба и погибельные устремления могут стать любовью и путем к спасению. Эта преобразующая сила заложена в самом человеке, она дается Богом, как дар каждому из нас.

Преображение Господне — это торжество над силой ада, над смертью. Торжество над язычеством, идолопоклонничеством, верой в оккультизм. Нет чародейства там, где есть имя Христово, и нет места диаволу там, где есть Бог.

Аминь.