Проповеди

Архипастырь: Пост — это не голод, а внутренняя перемена человека

17 февраля, по окончании Божественной литургии в красноярском храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Дорогие братья и сестры! В скором времени начинается Великий пост, и Церковь начинает готовить к нему наши души.

Церковь желает нам Спасения и вечной жизни. Но вечная жизнь — это не только дар Божий. Это и достижение каждого верующего человека, когда он сам прилагает силы к своему Спасению; когда он использует во благо себе свободу, обретенную во Христе. И свободной волей мы просто обязаны себя настроить, приготовить ко вхождению в пост, а за время его — обновиться, очиститься, избавиться от своих грехов, что ведут нас дорогой в ад.

Но что же самое главное для человека в период поста? Что он должен делать в первую очередь? Ответ на этот вопрос нам дает сегодняшнее евангельское чтение (Лк. 18: 10–14) — притча о мытаре и фарисее, молившихся Господу в храме. Кем были эти люди?

Фарисеями сейчас иносказательно зовут лицемеров, а во времена Христа в Древней Иудее так называли людей уважаемых и с виду благочестивых — иудейских богословов, в совершенстве знавших Ветхий Завет. А мытари, говоря по-современному, были сборщиками налогов. Причем собирали их они в пользу римских властей, поскольку вся Иудея к тому времени была оккупирована Римской империей. Так что, по сути, они обирали своих же соотечественников ради собственной наживы и наживы захватчиков; едва ли можно придумать более презренное занятие.

И вот молится фарисей: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк 18:11-12). Разве это молитва? Нет, это лицемерие и гордыня; самого себя фарисей, как мы видим, считает почти что святым. К сожалению, братья и сестры, и в каждом из нас, ныне живущих, живет такое ложное мнение о своей непричастности ко греху, — в той или иной степени. А мытарь лишь смиренно просил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк 18:13). Ему было нечего больше сказать: он понимал свое положение, понимал, что занимается отнюдь не самым достойным делом.

И кто же из них больше оправдан: фарисей или мытарь? Иисус Христос ясно отвечает нам на этот вопрос: более оправдан мытарь. Осознавая свои грехи, он искренне каялся в них, искал искупления. А фарисей даже и не допустил хоть на секунду, что так же грешен и даже более того: что себя он ставит выше тех, кто слушает его наставления.

О чем же мы должны подумать сегодня? О том, как проведем мы Великий пост. Ведь пост — это не голодовка и не какая-то причудливая диета. Пост — это внутренняя перемена человека. Еда, молитвенное правило — это лишь гимнастика, внешнее проявление поста. Нет смысла не есть мяса и при этом ругаться с соседом и семьей, осуждать Церковь и думать, что раз ты соблюдаешь пост, значит Господь простит тебе такие «мелочи». Думать так — это гордыня, смертный грех.

Мы должны, братья и сестры, думать о мире, о том, каким мы видим его и куда помещаем в нем себя самих. Забираемся ли мы на этот воображаемый пьедестал выше других или готовы делать что-то для блага других? Готовы ли мы бескорыстно творить добро, проповедовать слово Божие, призывать людей веровать во Иисуса Христа?

Наш мир разрушается, но не от оружия, не от войны. Он разрушается от язвы нравственных преступлений друг перед другом. От корня лицемерия, как у того фарисея из притчи, от чувства — ложного чувства — своего достоинства, своего права, своей свободы. Мы берем на себя право командовать всеми, и все виновны перед нами, а своих грехов мы не видим. И в этот пост мы должны, в первую очередь, бороться именно с этим. Должны терпеть, молиться, размышлять. Думать о том, чего мы желаем от Бога, как относимся к Нему? Ждем ли мы чуда, свершения наших желаний, или смиренно молим о прощении наших грехов? Понимаем ли, что христианская вера — это не религия бизнеса, когда нужно получить то, что хочешь любой ценой? Если мы будем осознавать это — Господь откроется нам.

Пост дается нам, чтобы осознать ценность земной жизни и то, что эта ценность тогда лишь дает радость, когда мы воспринимаем ее как дар Божий и оберегаем этот дар. Тогда будет порядок в семье, в обществе, в государстве — в сердцах и душах всех людей на Земле!

Грех — это не какое-то невиданное чудо, это, к сожалению, часть нашей повседневной жизни. Но и стремление к святости должно быть частью ежедневной работы человека по спасению своей души. Да, не всем дано быть святым, но стремиться к этому должен каждый верующий человек. Господь явился к нам в образе человека, чтобы мы осознали, как близки Ему все наши беды, наши сомнения и недостатки, чтобы показать нам на Своем примере, как мы, на самом деле, близки у Нему. Поэтому в пост нужно также осознать и боль Самого Господа и Пречистой Девы Марии, которые Они приняли на Земле за нас. Тогда и наша боль, наши терзания и страхи станут нам понятны.

Вот так начинается подготовка к посту. С размышления об этом необычном времени для нас, для верующих. И быть может, кто-то неверующий, увидев ваш пример, увидев вашу радость единения с Господом тоже решит попробовать найти радость для себя во Христе. И Господь примет его. Возможно, вы даже не узнаете об этом, но при этом — спасете человека.

Дай же, Господи, чтобы мы при этом не забывали о важности законов Божиих  и помнили о чистоте своих сердец!

Аминь.