Проповеди

Правящий архиерей: Мы должны «обрезать» от своих душ все, что их разрушает

14 января, по окончании Божественной литургии в Михаило-Архангельском храме города Красноярска, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

Братья и сестры!

Поздравляю вас с праздником Обрезания Господня, днем памяти святителя Василия Великого, чью Литургию мы только что совершили.

Что значит день Обрезания Господня? Спаситель пришел в мир, приняв человеческую плоть. Может ли ум человеческий это охватить, принять или понять? Нам проще представлять единого Бога, Создателя и Творца, всемогущего и непонятного нашему разуму. Люди разного возраста, цвета кожи и национальности, верующие и неверующие, — все перед таким Богом кажутся маленькими и ничтожными со своими надеждами и устремлениями.

Но Спаситель Иисус Христос пришел в мир, чтобы открыть нечто более значимое, чем просто подчинение воле Творца. Он открывает, что Бог есть любовь, что человеческая душа бессмертна, что люди могут наследовать жизнь вечную по своей вере. Господь открывает нам вечные знания о добре и зле, о грехе и средстве очищения от него — покаянии. Господь открывает, что жизнь наша должна проходить по особым правилам; что она должна складываться, будучи согласованной с заповедью.

Поэтому Богомладенца и приносят в храм Божий, чтобы произвести обрезание — во исполнение закона дисциплины перед Богом, закона очищения. Эти законы действовали, пока Иисус Христос не пришел в мир. Они обуздывали древних людей, заставляя их творить добро, подчиняясь Божиим повелениям — ради жизни и против самоуничтожения. Но мир ко времени Рождества и Обрезания опустился на самое дно греха, и даже древние иудеи, которые должны были нести другим народам истинную веру, сами стали грешниками хуже иных язычников. Тогда-то и пришел Господь, чтобы пробудить сердца людей к добру. Без сердечной веры каждый человек — неверующий. Наше сердце должно чувствовать Божие присутствие, «видеть» грехи свои и всех людей вокруг.

Господь принял обрезание, чтобы не нарушать правил Ветхого завета. В этом Его все равно будут обвинять позднее, во время Распятия, но Спаситель ничего из древнеиудейских законов не нарушил. Все эти обвинения были клеветой и ложью. Праздник Обрезания призван показать нам разницу между законами человеческими и законами Божиими: святыми для верующих могут быть только те, что от Господа. В первую очередь, это десять заповедей, которые получил еще пророк Моисей. Но Иисус Христос в Нагорной проповеди добавляет к ним новое: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:4–9).

Эти правила Он дает людям, чтобы спасти их от людоедства. И все они ведут нас у другому: «Возлюби ближнего как самого себя» (Мф. 22:39). Увы, люди, как нарушали законы Божии и законы человеческие, так и сейчас продолжают это делать. Но ничего без возмездия, братья и сестры, не остается.

Поэтому Господь и принимал законы того общества, в котором жил, терпел насмешки и клевету, принял смерть на кресте и торжественно воскрес. Он покинул землю потом, но оставил Святую Церковь — всех нас с вами. Все мы грешим, но мы знаем покаяние, мы знаем, как исправиться, как стать лучше. Без исповеди мы не оставим грехи, будь то блуд или курение табака. Только так мы все очистимся от грехов!

Праздник Обрезания в календаре Церкви будто теряется между Рождеством и Богоявлением. Он кажется тихим и незаметным, но, на самом деле, очень важен: это призыв отрезать от себя все лишнее, будь то вредные привычки или ненависть к окружающим.

Мне доводилось встречать бывших узников концлагерей, фашистских или сталинских. Они называли несчастными людьми своих мучителей — не знавших веры, не знавших Бога, не знавших любви. Поэтому и мы должны просить Бога лишить нас ненависти, отравляющей нашу же жизнь, направлять всю свою волю к любви и жизни.

Храни вас всех Господь и Матерь Божия!

Аминь.