Проповеди, Статьи

Слово Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, произнесенное по окончании молебна в Покровском кафедральном соборе города Красноярска


17 октября Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил благодарственный молебен в Покровском кафедральном соборе города Красноярска. По окончании молебна Владыка Пантелеимон произнес архипастырскую проповедь.

«Дорогие братья и сестры! Мы с вами сегодня собрались в этом прекрасном историческом храме города Красноярска, который пережил многие лихолетья, пронесшиеся страшным ураганом над всей нашей великой страной. Собрались мы здесь по случаю прибытия Правящего архиерея Красноярской епархии и Митрополита Красноярского и Ачинского, которому определил Священный Синод благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла нести здесь, на сибирской благословенной земле, послушание Церкви.

Всегда такое явление в Церкви, а ныне уже и в обществе, является событием. И смена архиерея всегда особенно бывает и со слезами, и с радостью, потому что и как человека, и как духовного водителя паствы и духовенства — архиерея окружают люди добрые и недобрые. Так и должно быть, потому что люди оценивают труд священнослужителя по особым требованиям, и в этом бывает немало и искушений, и радостей, и утешений.

Церковь устроена так, что в ней главенствует Закон Христов. Он руководит правильностью выбора между старшими и младшими, и послушание в святой Церкви говорит паче поста и молитвы. Ради послушания Богу, его требованиям человек совершает то, что ему благословляется. Независимо от положения, чина и звания. Такова причина и моего прибытия в славный город Красноярск.

Исторически этот город любим всей великой Россией, от кавказских гор до Ледовитого океана, от западных рубежей до Тихого океана, потому что Сибирская земля — это корона, слава великой России. Что бы там ни говорили о холоде или испытаниях, но, как сказал Михаил Ломоносов — “богатство России Сибирью прирастать будет”, дарами недр ее и, самое главное — дарами душ людей, которые живут здесь. Они исполняют послушание Божие, которое дал Господь Адаму — “возделывать землю, из которой он взят” (Быт. 3:23), своим трудом украшать эту землю. И да будет благословлен всякий человек великих сибирских просторов, городов и весей.

Мне радостно видеть здесь, в храме вас, служителей Церкви, как вновь прибывшему Правящему архиерею Красноярской и Ачинской епархии, возглавляющему Митрополичий округ трех епархий. Не начальствующему, а с определенными функциями, потому что мы с вами живем в эпоху физически правильных перемен: все делается, чтобы дойти до души человеческой, но все это нелегко. Подчас это действительно стоит нашей жизни — вот таков наш труд, братья священники.

Двести лет прошло с тех пор, как этот храм был построен, и во все времена те же самые проповеди произносились здесь. Какова честь священнослужителя? Одна честь — любовь верующего народа. Или же его обличение — по-разному бывает. И тогда легко архиерею, когда его окружают братья верующие, слушающие Закон Божий и трудящиеся, что я и вижу на сегодняшний день.

Перед нами, братья, стоит великая задача — спасти народ наш от его расхищения волками, духовными волками, сектантами. Но мы с вами не должны забывать, что в каждой секте русские люди — славяне и не славяне. Наши народы связаны между собой, потому что и астанайцы, и адыгейцы на Кавказе, и армяне, и много еще народов — православные. Но мы говорим в первую очередь о русских — потому что это костяк, хребет, наполненный трудолюбием и любовью. Поэтому будем молиться, чтобы Господь вразумил и спас наших братьев в сетях лжеверия, лжефанатизма.

Разрушающая сила диавола заключается в том, что он берет воду Христа воскресшего, а сердцу дает яд духовный. И здесь предстоит нам одно — идти от сердца к сердцу, в глаза глядя нашему народу, молодежи нашей. Сегодня Святейший Патриарх и Святейший Синод ставят вопрос о спасении детей и молодежи, которые познали дорогу к увеселению, к наркотикам, к алкоголизму, к разрушающей силе. С этим знанием подрастающее поколение теряют путь к вечной жизни и теряют любовь к Отчизне. Кому эта земля достанется после нас с вами? Нам уже осталось несколько десятков лет жизни — кому-то меньше, кому-то больше. Мы уйдем в пределы земли, но ведь те, которые еще не родились, которые уже родились, которые будут рождать своих детей — должны занять наше место, пахать эту землю, возделывать города, создавать благополучную жизнь. И в то же время они должны стать патриотами, которые душу свою отдают за други своя. И, поверьте, никакая сила не может учить этому, кроме как святая Русская Православная Церковь.

Какая сила привела наших предков на берега Енисея? Сила веры, забота о процветании своей страны. Тогда люди даже не думали, какие просторы присоединяют к маленькому Московскому княжеству. И теперь, когда мы с вами видим нашу землю, мы только можем дивиться милости Божией — как Господь любит нашу страну. И ужасаться, как охладели сердца людей к Богу. А когда к Богу люди теряют свое отношение — теряют и все. И с этим нам придется справляться.

Никто не сидел без дела и в 60-е годы XX века, когда запрещали веровать, и в 1990-е, и теперь, уже в третье тысячелетие христианской эры. Но самое главное — это забота наша о молодежи. Бог нам поможет, Матерь Божия не отступится. Потому что сказано: “пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное” (Матф. 19:14). Это самый тяжкий труд, потому что мы должны идти широко и жертвенно, а как это получается — увидим сами.

И, конечно же, важна любовь к нашей пастве, нашим верующим — их надо беречь как драгоценный камень, как драгоценную жемчужину, найдя которую — человек “пошел и продал все, что имел, и купил ее” (Матф. 13:46). Потому что этот народ — Божий народ. Он любит своих пастырей, любит Бога, жертвенно служит Отчизне, Родине своей. Он законопослушен и создает единство и понимание вместе со властью, на которую мы уповаем, потому что “нет власти не от Бога” (Рим. 13:1). Это важно понимать, и во всех добрых начинаниях поддерживать и благословлять власть. А там, где ошибки — молиться о мудрости и исправлении, о том, чтобы достойно было бы всем нам жить в нашей стране. Достойно мы сможем жить, когда Христос займет более прочное и центральное место в жизни всего нашего общества и всего народа. Пусть Господь благословит этот день и нашу с вами первую встречу».

Владыка обратился к священникам, сослужившим ему за молебном: «Как архиерей, я не могу о себе сказать ничего ни плохого, ни хорошего — это вы оцените сами. Как человек, я — православный, рожденный в верующей среде, в Белоруссии. Все мое воспитание прошло в городе Новороссийске. Там, на клиросе Успенского маленького храма постигал азы святой православной веры. Поэтому может быть не случайно Господь привел меня на служение в этот исторический храм в Красноярске, чтобы продолжать делать Божие дела. Как послушный сын Церкви, я исполняю все, на что дают определение высшие церковные власти, потому что они от Бога и освящены благодатью Духа Святаго.

Прошу терпеть и миловать, и я буду стараться это же делать и полюбить вас всех. Самое тяжелое — это любить. Молиться — не самое тяжелое, а вот любить… Вы хотите спасения, и я хочу, и весь верующий народ. Храни вас всех Господь! С вами будем трудиться, насколько сможем. Ничего, что не полагается, я не умею применять, а все, что требуется, использую: если нужно — поощрение, исправление, благодарение, вразумление. И, конечно, жду от вас добрых слов, диалога. И размышлений, как будем строить нашу работу по спасению церковного народа и вообще нашего народа, который перед нашим лицом предстоит. У нас есть о чем с вами говорить, но легко никогда не было — об этом все мы знаем. И хочу сказать евангельскими словами: «не называю вас рабами … но друзьями» (Ин. 15:15), как Господь сказал апостолам. А рабы мы все Закону Божиему, послушанию Христу и друг другу. Аминь».