Проповеди, Статьи

Архипастырь: «Без веры мы не можем светить миру»

24 мая, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцев I Вселенского собора, день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, по окончании Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе города Красноярска, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к пастве со словом проповеди:

— Во имя Отца, Сына и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, мы вспоминаем память отцов I Вселенского собора. А вторая дата, которую каждый год как потомки древних славян мы, русские люди, россияне, вспоминаем — это день памяти святых просветителей Мефодия и Кирилла, которые принесли нам свет буквы, дали этот свет славянским племенам. Сегодня борьба Запада против славянства заключается в искоренении славянских языков. И только Церковь хранит этот язык незыблемо, неоскверненным и неиспорченным.

Сегодня читалось два Евангельских повествования. Первое — посвященное отцам. Это молитва Господа и Спасителя Иисуса Христа об учениках, где он говорит: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им» (Ин. 17:6-8). Богу известен путь нашего спасения. Но чтобы идти по этому пути, кто-то должен научить человека, рассказать, открыть ему знание о Боге, о Творце, знание о человеке как создании Божием и как о свободном творении Божием, которое избирает путь между добром и злом, между жизнью и смертью, избирает путь праведности или путь греха и погибели.

I Вселенский собор выработал первые законы, первый кодекс нашей веры. Он начал излагать первые фразы, формулы Символа веры. Веры во единого Бога, Отца-Вседержителя и Творца Неба и Земли, видимого и невидимого. И во единого Господа, Иисуса Христа, Сына Божьего, единородного, иже от отца рожденного прежде всех век, Света от света, Бога истинна от Бога истинна.

Вселенский собор был созван, потому что тогда, как и в наше время, восставали слабые души, объединенные диаволом в секты, которые выдумывали, как и сегодня, свои верования, и единственная их цель была — оправдать грех. Не исповедовать, а оправдать грех, совместить его со святостью, чтобы низвести подвиг Христа. И вот, святые отцы, по зову равноапостольного императора Константина, собрались и записали первые постановления. Они не проклинали врагов Христа. Они предали анафеме тех, кто был со Христом, но как Иуда отпал. Они оправдали Николая Чудотворца, которого изгнали ранее за удар Ария по лицу. Сама Матерь Божия свидетельствовала о правоте великого святителя. Они составили первые каноны о нравственной, моральной и социальной жизни христиан. И это, братья и сестры, называется светом, светом знаний. Затем был и второй Собор, и третий, и четвертый, и пятый, шестой, и седьмой. Это — свет. И по сей день епископы Церкви не выходят за рамки этих законов.

Благо пусть будет нашим учителям, которые брали нас за ручку и говорили: «Пиши! Один плюс один равняется два. А и Б, а потом буква В. И пиши: “миру — мир”». Это — свет! Каким бы мудрым ни был человек безграмотный, но нужно знать свет буквы, чтобы слышать Слово Господне. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:1-2). С этого все науки начинаются. Весь интеллект людей земного шара начинается с познания добра и зла. С него начинается история наций и народов, цивилизаций. Цивилизация христианская же начинается твердо с момента записания первой буквы Евангельской истины.

Второй сегодняшний отрывок из Евангелия был посвящен просветителям, тому, что нельзя скрыть свет. Он должен светить всему миру, ведь знания нас освящают! И этот свет — Евангелие, Слово Господне, Библия. Но как подступиться к этому граниту премудрости, не зная букв? И святые равноапостольные Мефодий и Кирилл пошли к славянам, и вот уже славяне читают Слово Господне, совершают богослужение. Древний язык не знал худых слов, не знал никаких добавлений. И когда бываешь где-то в славянских странах, то слышишь нечто родное, и что-то понимаешь через славянский язык. Свет веры, вера от слышанья, и от знания, которое передает проповедник, дала нам право быть Божиими людьми — православными христианами.

И этот свет мы не можем вырвать из сердца, потому что вера — вечный елей, подпитывающей фитиль этой великой силы. Это тот великий костер на берегу, когда Господь призвал учеников. Нельзя этот свет убить. И он загорается от желания пойти к Богу и найти с Ним общий язык, найти с Ним контакт. Войти с Господом в союз, не боясь, ибо Он принимает в первую очередь грешников, падших, негодных на наш взгляд. А для Него — это величайшая ценность. И о любви, о милости, о спасении, о человечности мы узнаем только из Слова Божиего. Только Господь это нам открывает. Ни один философ мира, от древнейших до современнейших, не говорит прямо, что человек человеку друг, брат и спаситель. А говорит, что мстить надо, око за око и зуб за зуб. Этот бесовский постулат и догмат и по сей день действует. Но свет для того и дан, чтобы уничтожать тьму в душах наших. Вот об этом Господь говорит в Евангелии, зная, что всегда тьма адская будет вести борьбу со светом просвещения, чтобы человек превратился в прах, а бес торжествовал. Но Господь бессмертен, а гордыня дьявола самого сжигает. И Он дал человеку силу — веру, а помощь вере — Спаситель Иисус Христос.

И когда мы с вами выходим из храма, выходим в этот мир, нас окружает множество людей, и очень несчастных, и очень нищих — тех, кто не верует, и тех, кто миллиарды имеет, но в грехах как в шелках. Но не гордиться мы должны собой, не отстраняться от них, а нести этот свет, чтобы люди видели нашу веру в делах наших. Хотя бы вежливым поведением, любезным и любовным обращением с малышами и детьми. Сочувствием к падшим. Христианин наполнен любовью, он неуязвим, и броня дана ему — терпение и перед Богом смирение. Твердая, тверже алмаза и самой крепкой стали его вера в Бога, которую он обязан проносить, ибо это пища нашего огня. Без веры мы не можем светить миру.

Сегодня день памяти Кирилла и Мефодия. И часто мы спрашиваем: отчего Церковь не на современном русском языке служит? Потому что русский язык несовершенный. Русский язык впитал в себя и впитывал всегда волей людей другие совершенно слова. На славянском нет таких слов, ругательных или проклятий. В советское время язык страшно портили. А в наше время приходят все сленги, непонятные наречия приживаются. Едем по улице и читаем, магазин какой-то — «Иванофф». Но ведь Иванов! Насколько ж надо опуститься низко против своего языка и своей культуры, превратиться в «Иваноффа». В славянском как есть Иоанн, так и есть, как есть Мария, так и есть. Поэтому, чтобы смысл веры, которую доносит нам свет знания, горел и сверкал в ночи светлыми кострами, призывающими нас от греховности тьмы к свету, мы, Церковь, и сохраняем этот великий язык Кирилла и Мефодия. Когда русский язык вернется в стадию очищения, тогда и он станет подобен славянскому. Это большее чудо, что Церковь хранит церковно-славянский язык, фундамент языков всех славянских народов.

Желая посеять тьму в наших душах, борьбу ведут те, кто хочет уничтожить православие, Россию, славянизм, вводя латиницу, опровергая наш язык, отвергая его. Эта борьба идет давно. Хорватия, Словения, Словакия — они также были на кириллице. Но вот пришлось принять латиницу. Но пока — звучит Евангелие, и свет его в нашей Церкви. Пока в нашей, Русской, и в Сербской, в Болгарской Церквях и много еще где служат на церковно-славянском, Земля будет существовать. И не одну тысячу лет, и не один миллион лет, а столько, сколько определил Отец Небесный, Который зажег сердца веры спасительной в наших телах и открыл нам врата Царства Божиего через этот свет, который мы обязаны раздавать миру, абсолютно не думая о вознаграждении.

Аминь.